Виам справочник авиационные материалы

Чтобы представить объем работ, выполненных на первом этапе, уместно сослаться на справочник ВИАМ 1942 г. Окраска древесины и тканевых обшивок в тот период играла решающую роль в обеспечении боеготовности самолетов. В рапорте от июня 1942 г. В ВИАМ приехал первый заместитель наркома авиационной промышленности Дементьев, поднялся на крышу здания и осмотрел натянутые на рамки окрашенные тканевые обшивки, которые находились в отличном состоянии. Комиссия направилась в Челябинск на лакокрасочный завод и установила, что была изменена рецептура нитроцеллюлозной эмали, утвержденная ВИАМ. Во время работы виам справочник авиационные материалы сотрудниками ВИАМ была разработана и реализована технология ремонта поврежденных обшивок самолетов. Разработанный в ходе выполнения этих работ нитроцеллюлозный аэролак первого покрытияобеспечивающий натяжение ткани, и до настоящего времени применяется на заводах, ремонтирующих самолеты Ан-2 и Ан-4 с тканевыми обшивками крыльев и оперения. Создание камуфлирующих эмалей Во время Виам справочник авиационные материалы Отечественной войны начались работы и по созданию камуфлирующих эмалей. Иные задачи были поставлены перед разработчиками современной реактивной авиации. Главная проблема — это защита от коррозии металлических сплавов, образующих всю конструкцию самолета. Летательный аппарат может быть спроектирован изготовлен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к прочности материалов и конструкции, но длительно эксплуатироваться без лакокрасочных покрытий он не может. Поверхность его металлических деталей подвергается сложному воздействию многих факторов. Среди них: широкий диапазон температурных перепадов воздушной атмосферы от -70 до +80°С, а в местах крепления двигателей и для сверхзвуковых самолетов — еще большеинтенсивная солнечная радиация, повышенная доля ультрафиолета и высокая концентрация озона на больших высотах, эрозионный износ, неизбежное воздействие при эксплуатации горючесмазочных веществ, гидрожидкостей, антиобледенительных, моющих и дезинфицирующих средств и многое другое. В виам справочник авиационные материалы 1945—1955 гг. Для разработки покрытий специалистами ВИАМ впервые в стране были синтезированы акриловые сополимеры, на основе которых разработаны лакиАК-113ф, и для окраски внешней поверхности первых реактивных самолетов. Для защиты внутренней поверхности и внутреннего набора планера была разработана фенольная грунтовкамодифицированная тунговым маслом. В начале 60-х годов создана акрилостирольнаяобладающая достаточно высокой термостойкостью, хорошей атмосферостойкостью и отличными технологическими свойствами. Виам справочник авиационные материалы основе пленкообразующего этой же эмали были разработаны камуфлирующие. Впервые в стране была разработана термостойкая на основе кремнеорганического лака, синтезированного в ВИАМ академиком Андриановым и его учеником Для защиты радиопрозрачных антенных обтекателей — радиопрозрачная эпоксидная. Однако эксплуатация авиационной техники показала недостаточно высокие антикоррозионные свойства разработанных покрытий, а также в ряде случаев недостаточно высокую термостойкость. Поэтому с начала 50-х годов изучались механизмы защитного действия ЛКП, виам справочник авиационные материалы природы и формы пигментов и наполнителей на свойства покрытий, а также многочисленные факторы, действующие в специфических условиях работы разных типов летательных аппаратов. Исследовались также изменения состава покрытий их эксплуатационных параметров в процессе службы, для чего организовывались многосторонние испытания в натурных климатических условиях. Эффективность противокоррозионной защиты ЛКП для металлических сплавов Al, Mg, Fe и др. Впервые в стране были проведены исследования зависимости кинетики коррозии металла Mg от концентрации хромат-ионов, образующихся при ограниченном растворении хроматных пигментов. Получена зависимость изменения электродных потенциалов магниевых сплавов и установлены оптимальные значения содержания хроматов в грунтовке. Изучены также осмотические процессы диффузии молекул воды через пленку грунта, являющиеся одним из факторов снижения адгезии. В результате впервые разработаны с применением хромата стронция уникальные грунтовки на основе эпоксидных, акриловых и кремнийорганических пленкобразующих с высокими защитными и адгезионными свойствами, полученными вследствие хемосорбционного взаимодействия с поверхностью медьсодержащих алюминиевых сплавов, а также сталей. Свои исследования специалисты лакокрасочной лаборатории вели в тесном сотрудничестве с коррозионистами. Установлено, что ЛКП на металле — это не только преграда внешним факторам. Действие ЛКП включает сложный процесс изменения состояния поверхностной пленки металла — перевод поверхности металла при контакте с электролитом в устойчивое пассивное состояние. Эту роль в системе лакокрасочных покрытий выполняют грунтовки. При разработке грунтовок исследовались полимеры с низкой проницаемостью для агрессивных ионов, ионов корродирующего металла и кислорода, с высокой адгезией, эластичностью, прочностью, твердостью, щелочестойкостью, в отдельных случаях термостойкостью. Пассивирующие свойства обеспечивались пигментами, в основном хроматами, способными при контакте с водой диссоциировать с образованием шестивалентного хрома. Установлена сложная закономерность, регулирующая два взаимосвязанных процесса — образование пассивирующей пленки и ее разрушение, и определено оптимальное содержание хромата в рецептуре грунтовки. Полученные результаты этих исследований позволили существенно повысить эффективность покрытия. Весьма успешно решена такая трудная задача, как защита магниевых сплавов. Их использование значительно расширилось в результате разработки эффективных защитных хроматных грунтовок: и эпоксидно. Повышена их адгезия благодаря разработке технологии подготовки поверхности хроматным оксидированием. В дальнейшем с учетом токсичности хроматов, а также экологических требований была найдена возможность замены в рецептуре грунтовок части хроматного пигмента на фосфатный. Создание в 60-х годах самолета МиГ-25, до настоящего времени не имеющего аналогов в мире, потребовало разработки более термостойких эмалей для защиты металлических поверхностей и радиопрозрачных антенных обтекателей. Проблема повышения виам справочник авиационные материалы была виам справочник авиационные материалы преодолена в период 1970—1988 гг. Одновременно решен сложный комплекс задач по повышению технологичности. Для снижения температуры отверждения полиорганосилоксанов в качестве модификаторов использовали синтезированные в ГНИИХТЭОС полиэлементосилазаны. Их применение обеспечило более глубокую полноту виам справочник авиационные материалы благодаря взаимодействию гидроксильных групп полимера с функциональными группами модификатора, служившего сшивающим агентом. С отвердителями такого типа применяются эмали КО-811К, КО-88К и КО-818К. Покрытия на их основе работоспособны при температуре 450°С и выше и после сушки при 150—200°С становятся стойкими к воздействию нефтяных топлив, масел и пр. Для дальнейшего снижения температуры отверждения кремнийорганических покрытий получен новый тип полиорганосилоксанового полимера, представляющий собой блок-сополимер метилфенилполисилоксановой смолы, модифицированной кремнийорганическими эластомерами. На его основе разработаны цветные термостойкие эмали КО-856 холодного отверждения, виам справочник авиационные материалы к нефтяному топливу, маслам и обеспечивающие высокие антикоррозионные свойства в жестких условиях эксплуатации. Для защиты от коррозии изделий, работающих при повышенных температурах до 600°Сразработана однокомпонентная эмаль ВЭ-53. При разработке ее рецептуры были использованы новые отечественные термостойкие пигменты, изготовленные по специально разработанной технологии. Покрытия эмали ВЭ-53 синего, желтого, коричневого, красного, черного цветов сохраняют цветовые характеристики после термостарения при температуре 500—600°С. Покрытия, получаемые на основе эмали ВЭ-53, имеют хорошую адгезию, высокую стойкость к действию воды, 5% раствора NaCl, бензина. Особенно следует отметить, что эмаль ВЭ-53 обладает повышенной бензо- и маслостойкостью после сушки при комнатной температуре. Повышение термостойкости радиопрозрачных покрытий до 250°С впервые в мире было достигнуто в результате разработки фторопластовых эмалей ФП-5105 и КЧ-5185, обладающих высокими влагозащитными свойствами, атмосферо- и эрозионной стойкостью. При всех своих достоинствах ЛКП на акриловой основе не удовлетворяют требованиям техники нового поколения. С появлением таких самолетов, как Ил-86, Ил-96, Ту-204, Ил-114, эксплуатируемых с применением жидкостей для гидросистем НГЖ-4 и НГЖ-5у, агрессивных к использовавшимся полимерам, а также из-за значительного ужесточения требований к декоративным свойствам и эксплуатационной стойкости покрытий возникла задача разработки и внедрения полиуретановых покрытий. Была создана эмаль УР-1161 различных цветов. Получили дальнейшее развитие работы по созданию отечественных полимеров. Так, совместно с Дзержинским ПО «Оргстекло» разработан сополимер на основе гидроксилсодержащего акрилата, а на его основе — акрилуретановая. Для окраски вертолетов и других изделий авиационной техники, в которых используются синтетические масла, разработаны системы ЛКП с. Однако, учитывая их слабую стойкость к повышенной радиации, особенно в условиях морского климата, и быструю потерю блеска с интенсивным мелением, была создана фторопластоэпоксидная эмаль ВЭ-46, обладающая высокой атмосферостойкостью, термостойкостью до 200°С и высокой стойкостью к синтетическим и минеральным маслам, авиационному топливу и бензину. На основе этого же пленкообразующего разработаны камуфлирующие эмали ВЭ-46К. Разработка топливостойких грунтовок и ЭП-0214 позволила заменить герметик У-30МЭС-5 в кессон-баках, использовавшийся в качестве топливостойкого покрытия. Грунтовка ЭП-0215 применяется для защиты от коррозии алюминиевых сплавов практически всех типов самолетов. Для космической техники были разработаны терморегулирующие покрытия. При отсутствии активной системы терморегулирования температура космических объектов определяется тепловым балансом между поглощенной солнечной радиацией на освещенной стороне и тепловым инфракрасным излучением со всей поверхности объекта. Виам справочник авиационные материалы полностью определяется коэффициентом поглощения солнечного излучения αs излучательной способностью εн, а они в свою очередь виам справочник авиационные материалы свойствами ЛКП. Сложность задачи и ее новизна потребовали привлечения широкого круга специалистов и усилий ряда институтов. В результате разработаны уникальные методики и установки, позволяющие оценить в лабораторных условиях реальные тепловые и радиационные нагрузки. Разработанные в ВИАМ терморегулирующие покрытия успешно применены практически на всех космических летательных аппаратах, выпускавшихся с 1965 г. Для защиты лопаток компрессоров и других поверхностей разработаны тонкослойные эрозионностойкие покрытия эмали ЭП-586 и ЭП-5236. Сложный процесс эрозионного износа требует решения разноплановых задач: сочетания длительной работы при температуре 150°С, эрозионной стойкости и высокой атмосферостойкости покрытий. Эта задача была решена при разработке полиуретановой эмали марки ВЭ-62 для защиты лопастей винтов самолетов и вертолетов. Эта эмаль обладает высокими адгезией и физико-механическими свойствами, превосходит применяющуюся в настоящее время эмаль ЭП-140 по атмосферостойкости в 6 раз, по эрозионной стойкости — в 5 раз. Эмаль ВЭ-62 применена для защиты лопастей винтов винтовентиляторных двигателей ОАО «Аэросила». Для надежной антикоррозионной защиты внутренней полости нахлеста сварного соединения разработаны новые сварочные составы ПСП-2 с термостойкостью 150°С и КСП-2АК с термостойкостью до 300°С. Разработанные составы по сравнению с применяющимися для виам справочник авиационные материалы сварных нахлесточных соединений грунтовками ФЛ-086 и ЭП-057 превосходят их по термостойкости в 2 раза, по защитным свойствам — более чем в 10 раз. Кроме того, они экологически безопасны, позволяют проводить сварку в течение 24 ч, а также гальванообработку сварных деталей. Для защиты металлических листов в процессе химического фрезерования разработаны химически стойкие эмали КЧ-767 и КЧ-7101, которые применяются в авиационной и ракетной отраслях. Для обеспечения надежной эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38 на палубы тяжелых авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск» в лаборатории была разработана атмосферостойкая термоэрозионностойкая кремнийорганическая эмаль КО-5189. Эмаль холодной сушки, нанесенная на теплозащитные плиты из кремнеорганического асбопластика АК-9ф, выдерживает прямое газодинамическое виам справочник авиационные материалы двигателя с температурой 750°С в течение суммарно 100 ч одно воздействие ~30 с ; до настоящего времени не имеет аналогов в мире и виам справочник авиационные материалы для защиты палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Исключительно большой объем работ по покрытиям был выполнен в процессе создания МКС «Буран». Для обеспечения надежной антикоррозионной защиты и стабильной теплозащиты многоразового корабля «Буран» большую роль играют антикоррозионные и адгезионные грунтовочные покрытия, сочетающиеся с клеем «Эластосил 137-175М», примененным для приклеивания теплозащитных плиток. Разработанный защитно-адгезионный подслой на основе грунтовки ЭП-0214 в сочетании с клеем «Эластосил 137-175М» показал высокие характеристики при сдвиге: при 100% когезионном разрушении по клею без разрушения грунтовочного слоя. Исследование защитных свойств грунтовки ЭП-0214 позволило разработать технологию защиты от коррозии планера МКС «Буран». Разработанная система адгезионно-защитных покрытий на основе грунтовки ЭП-0214 была также применена в качестве защитного покрытия ракеты-носителя «Энергия». Для обеспечения теплового баланса космического корабля «Буран» были использованы пассивные системы терморегулирования терморегулирующие лакокрасочные покрытиякак наиболее дешевые в отличие от активных систем терморегулирования. Специально для внутренней поверхности створок отсека полезного груза и панелей пассивного терморегулирования МКС «Буран» были разработаны терморегулирующие покрытия класса «Солнечные отражатели» — эмаль КО-5191А и бензоспиртостойкая эмаль КО-5258 для комплекта оборудования космонавтов: шлем, ранец. На элементах конструкции шасси и панели под экранно-вакуумную термоизоляцию были применены ТРП класса «истинные отражатели» — эмали ВЭ-30 серебристая и ВЭ-50Э. Так как в условиях космоса наиболее сильное воздействие на органические материалы оказывают такие факторы, как УФ-излучение, комплексное облучение протонами, электронами, γ-излучение, глубокий вакуум усиливающий газовыделение материаловперепады температур при выходе и входе в атмосферу, то стабильность терморегулирующих покрытий в рабочих условиях является одним из основных показателей. Как показал первый полет, все примененные терморегулирующие покрытия испытания выдержали. Для нанесения специальных знаков по разметке и маркировке неметаллических поверхностей в частности, кремнийорганических герметиков была разработана кремнийорганическая эмаль КО-5229 различных цветов. Отличительная особенность состоит в том, что покрытия на основе этой эмали без подслоя обладают хорошей адгезией к кремнийорганическим герметикам при температурах эксплуатации до 400°С. При создании МКС «Буран» остро возникла необходимость дополнительной виам справочник авиационные материалы плиток теплозащитного покрытия виам справочник авиационные материалы наиболее теплонагруженных элементов конструкции из углерод-углерода от воздействия воды и влаги — для предотвращения значительного увеличения массы конструкции изменения других свойств защищаемых материалов. Основным условием применения «жертвенного» лакового покрытия была его «сублимация» при действии температур выше 300°С с сохранением основных оптических коэффициентов степень черноты поверхностей деталей из углерод-углеродного материала и плиток с силикатным покрытием. Для этой цели был разработан лак ФП-5182, который защищал плитки от воздействия воды и влаги и полностью сублимировался в процессе эксплуатации изделия вместе с загрязнениями, тем самым, предотвращая взаимодействие загрязнений неизвестного состава с силикатным покрытием плитки — элементы конструкции из материала типа углерод-углерод. В последние виам справочник авиационные материалы для окраски панелей приборов, деталей кабины разработаны матовое износостойкое лакокрасочное покрытие ВЭ-65, которое по оптическим, декоративным характеристикам, твердости и стойкости к задиру превышает серийно применяемые покрытия типа виам справочник авиационные материалы ХС-5245, а также износостойкая эмаль ВЭ-70 с квазикристаллами. Для изделий виам справочник авиационные материалы ПКМ особенно важна их надежная защита от влаги во избежание возможного снижения радиотехнических характеристик изделия. Для этой цели разработан лак ВЛ-18, водопоглощение которого в 3—5 раз ниже, чем у лака ЭП-730. Система покрытия на основе лака ВЛ-18 не только обладает высокими влагозащитными свойствами, но и обеспечивает хорошую адгезию и необходимые физико-механические свойства, может эксплуатироваться виам справочник авиационные материалы общеклиматических условиях при температуре от -60 до +120°С. Лак ВЛ-18 применяется в системе ЛКП для двигателя ПС-90А2. На основании синтезированного ФГУП «НИИ Полимеров» водорастворимого акрилового сополимера разработана эмаль ВЭ-67 различных цветов для окраски интерьера пассажирских самолетов; покрытие на виам справочник авиационные материалы основе виам справочник авиационные материалы нормам АП-25 по горючести, дымообразованию виам справочник авиационные материалы тепловыделению. Для ЛЮМ контроля с использованием пенетранта ЛЖ-6А на основе поливинилпирролидона разработана белая водосмываемая эмаль ПР-15. Для удовлетворения потребностей авиационной и других отраслей промышленности одновременно с разработкой рецептур в ВИАМе отрабатывается технология изготовления новых лакокрасочных материалов. Их опытно-промышленное изготовление осваивается на технологическом участке, оснащенном современным диспергирующим оборудованием. За последние годы на участке изготовлены десятки тонн эпоксидных, фторопластовых и кремнеорганических лакокрасочных материалов. Для проведения исследований и сдачи продукции на соответствие ТУ используется современное исследовательское испытательное оборудование в соответствии с требованиями ГОСТ и ISO, в том числе при проведении испытаний для иностранных заказчиков. В результате многолетней деятельности в ВИAM создана научная школа по исследованию свойств, разработке рецептур, технологии изготовления и применения защитно-декоративных и функциональных лакокрасочных материалов и покрытий. Лебедева; Всероссийский институт авиационных материалов Источники: Фотографии: RAUM-PROFIE Теплоизоляционная краска «Антиконденсат» с полыми микросферами предназначена для изоляции систем охлаждения и виам справочник авиационные материалы, в водных трубопроводах и в системах с хладагентом. Краска предотвращает образование на поверхности плесени, грибка, промерзания и ржавчины. Огнезащитные вспучивающиеся краски для металлоконструкций. Как купить и не ошибиться? Это один виам справочник авиационные материалы наиболее опасных видов коррозии. Ему присущи следующие виам справочник авиационные материалы 21. Каждый слой в системе покрытий несет определенную функциональную нагрузку. Хотите задать вопрос о проведении окрасочных работ? Лидеры мирового лакокрасочного рынка из 24 стран, в том числе Германии, Китая и Финляндии, представят новейшую продукцию. Это событие знаменует собой важный этап на пути реализации концепции увеличения возможностей компании по поддержке и обслуживанию ее клиентов в России и Евроазиатском регионе в целом. Старт широкомасштабного производства запланирован на начало 2016 г. Это водопроницаемое покрытия назвали бетон Topmix Permeable, он способен пропускать через себя до 4000 литров воды в минуту, практически не оставляя луж.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Ivan Hilko

    28.10.2015

    Разработчики всегда стремились сделать авиационную конструкцию одновременно более легкой и более жесткой, чтобы как можно больше полезной нагрузки можно было поднять на самолете. И это стремление вызывает неоднозначную реакцию наших партнеров из США и Евросоюза.