Гоголь повесть портрет история создания

Марьины Колодцы Минераловодского района Ставропольского края Реферат по литературе Проблема истинного и ложного таланта в повести Гоголя «Портрет» Экзаменационная работа ученицы 9Б класса Попандопуло Кристины Руководитель: Логовская Елена Фёдоровна 2010 — 2011 уч. Это книги и писатели, которые до дна «пробуравили» человеческую душу, душу именно русского человека, исследовали те проблемы, которые его всегда волновали. Это вечные проблемы — войны и мира, любви и ненависти, чести и бесчестия, таланта настоящего и ложного. Именно последняя и заставила меня обратиться к таинственному и замечательному произведению Гоголя — его повести «Портрет», входящему в цикл «Невские повести». Гоголь — великий мистик 19 столетия, который за уводящей вдаль загадочностью сумел поставить перед читателями ряд вопросов на вполне житейские и реальные коллизии — кто есть художник? От чего он зависит? Какова природа этого таланта — гениальность или сила дьявола? Это произведение заворожило меня, потому я и решила свою работу посвятить повести Гоголь повесть портрет история создания использует традиционный мотив: деньги, богатство в обмен на душу. Произведение затрагивает многие проблемы: борьбу добра и зла в душе человека, власть денег над ним, но самая главная — проблема назначения искусства искусства истинного и мнимого. Повесть состоит из двух частей, гоголь повесть портрет история создания каждой из которых рассказывается о художниках. Он восхищается талантом великих художников. Его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с гоголь повесть портрет история создания приключается странная история. Однажды он зашёл в картинную лавку и увидел необычный портрет. Полотно это сильно заворожило Чарткова. Старик как бы притягивал его к себе. Глаза его были особенно выразительны — они глядели на него, как настоящие. Дома Чартков узнаёт, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, сидящего гоголь повесть портрет история создания бедности без свечи, умножается. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый,- и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатства и славы, что-то уже в нём есть демоническое в душе. Тут, проснувшись, он обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков вначале решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Он изменил себе, своему гоголь повесть портрет история создания, зазнался. Он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его — мечты о лучшей участи жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно гоголь повесть портрет история создания, если ты гоголь повесть портрет история создания погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…» 1 Статья в газете произвела фурор: люди так гоголь повесть портрет история создания бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другого. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: 15 озвучить «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…» 2 После этого мнение художника об искусстве полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который гоголь повесть портрет история создания по несколько месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нём был талант. Гений творит смело, быстро, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селёдки, Микель — Анжел хвастун…» 3 Чартков становится модным известным богачом. Но при всей своей востребованности Чартков ещё не постиг всей глубины нравственного падения. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг увидел, как великолепно творчество молодого таланта. И тут — то он понимает, что обменял свой талант на деньги. Судьба его незавидна: вскоре он сходит с ума и умирает. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о некоем ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него взаймы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днём он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в гоголь повесть портрет история создания, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону «Рождество Иисуса», пробыв многие годы здесь. Таким образом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоём» 4. После этого он завещает своему сыну — молодому художнику — уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, ибо это портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в обеих частях повести двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором — путь от совершения греха к искуплению вины. Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» 6. Белинский, неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Это есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом» 7. Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет» потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и гоголь повесть портрет история создания душу гоголь повесть портрет история создания служением искусству? Ростовщик «Портрета» — это сам дьявол, способный проявить себя лишь в разрушительно — неистовой страсти и не имеющий других страстей. Цель его усилий — полная раздробленность, всеобщий хаос, при котором люди не просто забывают своё место, а забывают и теряют самих себя. Но эта очевидная фантастика, показанная Гоголем как реальность, — только крайняя форма не сознаваемого людьми безумия жизни, где царствует гоголь повесть портрет история создания, и жадность, и меркантильный расчёт, предпочитающий самую жалкую личную выгоду самой неотложной и справедливо заявленной нужде. Искусство, по убеждению Гоголя, призвано напомнить и вернуть людям забытую ими гармонию. Чистота души творца — необходимое условие того, чтобы он научился различать смысл явлений — красоту и безобразие, добро и зло, порок и святость; иначе, перепутав и смешав одно с другим, он вводит людей в заблуждение. Изображая «демонски-сокрушительную» сущность в светлом облике небесных сил или светлые силы в несвойственном для них обличье, произведение искусства озадачивает и тревожит души, морочит их ложью, утаивает, а не раскрывает правду. Оно играет разрушительную и преступную роль. Ни идеал, оторванный от жизни, ни жизнь, лишённая идеала, не могут стать настоящим произведением искусства, так как ни то, ни другое в отдельности не способно выразить истины, которая заключается в правильном понимании их отношений. Вот почему художник Чартков, чей ум и чувства запятнаны уступкой злу, греховным побуждениям, в конце концов оказывается не в состоянии ни воплотить идеал, ни передать реальной действительности. Между тем действительность, какой бы она гоголь повесть портрет история создания была и как бы причудливо ни складывались её разрозненные части, всегда озарена «светом какой-то непостижимой, скрытой во всём мысли». Такая всеобъёмлющая и глубокая мысль непременно скрывается в каждом произведении Гоголя. Гротескно-фантастические формы, в которых то и дело предстаёт у него действительность, — для писателя только способ показать её разительное отклонение от идеальной и здоровой нормы. Повесть «Портрет» не несёт успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу, Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести исчезает сам портрет, а это значит: зло гоголь повесть портрет история создания пошло бродить по свету. Повесть «Портрет» очень неоднозначна, заставляет задуматься о реальных вопросах. Как много молодых людей, подобных Чарткову, талантливых и бедных, как много среди них тех, кто «ломается» под тяжестью искушения. Как сохранить душу незапятнанной, а талант — нерастраченным»? Я думаю, что для этого надо работать над воспитанием нравственности. Особенно актуально это гоголь повесть портрет история создания нашем современном мире, который предлагает очень много способов зарабатывания «лёгких», на первый взгляд, денег. Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: гоголь повесть портрет история создания, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и гоголь повесть портрет история создания мне теперь никто не станет; куплю гоголь повесть портрет история создания отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником» 8. Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. «Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще гоголь повесть портрет история создания на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама гоголь повесть портрет история создания свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи: «— Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Ты не знаете мсье Ноля? » 10 Одной шуткой переданы уровень интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что художник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Гоголь повесть портрет история создания. Общество восхищалось новым талантом, Гоголь повесть портрет история создания посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться гоголь повесть портрет история создания. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе…Мужчины тоже были ничем не лучше дам: гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно гоголь повесть портрет история создания за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так гоголь повесть портрет история создания, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он 6 выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета… Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые гоголь повесть портрет история создания. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства» 12. Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла. Собрание сочинений в 4 т. Собрание сочинений в 4 т. Великий гоголь повесть портрет история создания писатель Гоголь повесть портрет история создания идея «естественного» человека в литературе xviii века.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Валентина Федяева

    12.12.2015

    Он искренне не понимает, что именно привлекает народ в этих незамысловатых картинках, в которых всё карикатурно, неправдоподобно, нарочито, бесчувственно. Это книги и писатели, которые до дна «пробуравили» человеческую душу, душу именно русского человека, и исследовали те проблемы, которые его всегда волновали.