Центр промысла вид промысла используемый материал

Промысел возник в XIX в. Известность промысла в конце 1920-х гг. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми рогами. Считается, центр промысла вид промысла используемый материал лечебная глина, используемая для лепки, снимает тревогу и стрессы. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Художественный промысел резьбы по дереву сформировался в конце XIX в. Для абрамцево-кудринских изделий характерен растительный орнамент — веточки, розетки, завитки, а так же плоскорельефная резьба, полировка и тонировка дерева. Разнообразие изделий поражает: блюда, вазы, ковши, шкатулки, и предметы домашнего декора. Абрамцево-кудринские изделия выглядят, как из драгоценных сортов дерева, а делаются из той же липы, берёзы или ольхи. Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря — центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка. История знаменитого вербилковского фарфора начинается в 1766 г. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 г. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы. Из последних наград вербиловского фарфора — Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы. «Застывшие краски северной зимы» — так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево, плетённого на коклюшках деревянных палочкахотносится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при. Кружево до сих пор часто называют «кукарским», это производное от слободы Кукарки, ныне г. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки. Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок — елецкому. Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель — визитная карточка России. Гжель включает около тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием «Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. Всего два цвета — белый и синий, а какая Гжель нарядная! Один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги — Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Познакомиться с историей российского промысла и его сегодняшним днём можно в музее фабрики «Городецкая золотная вышивка». Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX в. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле ныне Кировская обл. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население центр промысла вид промысла используемый материал Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки? » Елецкая рояльная гармонь — уникальный инструмент, которому более 150 лет. В елецкой гармони клавиши, как у рояля. Клавиатуры расположены как справа, так и слева. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная — предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX в. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру. Пока зима не грянет, мужик валенки не купит, говорят в Ельце. Здесь знают, о чем толкуют. Местная фабрика, на которой валенки катают дедовским способом, вручную,— и достопримечательность, и кормилица. За елецкими валенками едут покупатели из близжайших областей и дальних регионов России. Елецкая сапоговаляльная фабрика изготавливает несколько разновидностей валенок: полосатые, в «яблоках», с рисунком, с меховой опушкой. Здесь выполняли заказ центр промысла вид промысла используемый материал знаменитого борца, олимпийского чемпиона Александра Карелина. Размер ноги сибирского богатыря — пятьдесят второй: не просто было растянуть заготовку на колодке до нужных размеров. Город Елец — один из ведущих центров кружевоплетения России. Первое свидетельство о елецком кружеве датировано 1801 г. Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в елецком кружеве. В конце XIX в. Древнее и вечно молодое самобытное искусство кружевниц передаётся, как эстафета, из поколения центр промысла вид промысла используемый материал поколение издавна приобрело мировую известность. Первое документальное свидетельство о кузнецах в г. Ельце относится к 1592 г. Слобода «козенных кузнецов» впервые упомянута в росписи 1626 г. Пётр I посылал мастеров кузнечного промысла из Ельца на каширские и тульские заводы. И сегодня сохранились творения рук тех елецких кузнецов: оконные решётки, чугунные козырьки, лестницы, узоры кружевных балконов, фонтан в городском парке, кованые петушки печных труб. Современные мастера в сувенирах и различных филигранных изделиях сохраняют поэзию ручного труда, драгоценное мастерство и местные народные традиции. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. Только в первой половине XIX в. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим. Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История её возникновения тесно связана с древними языческими обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» старинном наряде словно являла собой образ мира. Изображённое на переднике центр промысла вид промысла используемый материал огненно-красное солнце точно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву — «бобки». Самым популярным центр промысла вид промысла используемый материал остаётся Полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Первые отечественные мастерские по производству стеклянных ёлочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в центр промысла вид промысла используемый материал способствовали раннему развитию здесь стекольной центр промысла вид промысла используемый материал. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел. Народный промысел «Ковровская глиняная игрушка», современная история которого ведёт отсчёт с 1993 г. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII — XVI столетий. Новое развитие гончарный игрушечный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй пол. Основные образы ковровской игрушки — мать, кормящая центр промысла вид промысла используемый материал купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта. Промысел зародился в августе 1809 г. Здесь аптекарь Фридрих-Христиан Бриннер открыл фаянсовую фабрику. Впоследствии производство было перенесено в село Кузнецово. Слава кузнецовского и конаковского фаянса гремела по всей России и за её пределами. Ливенская гармонь «ливенка» — разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном — плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Они делались из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжаются в Мастерской по ремонту изготовлению музыкальных инструментов г. Матрёшка уменьшительное от имени «Матрёна» — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют овоидную «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII — XIX вв. Михайловское кружево — единственное в России цветное кружево. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна. Мастерицы из старинного г. Михайлова Центр промысла вид промысла используемый материал области используют порой до 60 пар коклюшек. В нём нет цветочных и растительных мотивов, широко распространённых в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. Промысел возник в посёлке Мстёра Владимирской области в 1923 г. Сейчас Мстёра — один из главных центров русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше: шкатулки, ларцы, очешники, офисный набор, баулы, пудреницы, визитницы, сигарницы, настенное панно, броши и многое другое. В отличие от другой русской лаковой миниатюры Палех и Холуйв мстёрской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Оренбургский пуховый платок — тёплый символ России. Оренбургский платок — название собирательное: это и тёплый тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г. До сих пор образцом считается платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошёл, но и центр промысла вид промысла используемый материал в скорлупу гусиного яйца. По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак — яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Более трёх столетий традиционный гончарный игрушечный романовский промысел бережно хранится на исторической земле в сёлах Ленино, Пады, Троицкое Липецкой области. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Ростовская финифть — уникальный традиционный народно -художественный промысел, который возник во второй половине XVIII в. В этом ряду он родственен Палеху, Мстёре, Холую, только материал достаточно редкий — живопись по эмали. «Финифть» произошла от греческого существительного φέγγος фенгосозначающего «мерцание». Специальные краски изобретённые в 1632 г. Центр промысла вид промысла используемый материал финифть входит в десятку лучших народных промыслов России. Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Данный состав и способ соединения черни с серебром применялся на протяжении многих веков. История чернения по серебру начинается на устюгской земле в конце XVII в. Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность. Сергиев Посад — столица кукольного «царства» России. По одной из легенд, игрушки делал сам основатель центр промысла вид промысла используемый материал — Сергий Радонежский. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Самым ходовым товаром были дешёвые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Изготавливают игрушки и в настоящее время. В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые её разновидности. Там же расположен Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. Скопинская керамика — едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Рождение промысла — 1640 г. Тогда в переписи населения появилось имя скопинского гончара — «Дёмка Киреев, сын Берников». В виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб, многоярусных, богато украшенных лепниной. Фантазийные фигуры возили на базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину. Центр промысла вид промысла используемый материал промысла есть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина. Уральская лаковая живопись по металлу возникла в XVIII в. Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу. Уральские заводчики Демидовы, будучи главными заказчиками расписных изделий, всячески поддерживали лаковый промысел. Тагильскую роспись по металлу нельзя спутать ни с какой другой: ей присущи богатство красок, чистота изящество в обработке цветов, законченность композиции, утончённая вязь орнаментов. Упоминания о тобольских косторезных изделиях относятся к самому началу XVIII в. Развитию и процветанию косторезного искусства в Тобольске способствовало обилие в Сибири мамонтовой кости, а также центр промысла вид промысла используемый материал резьба по ней, существовавшая у коренных народов Севера — ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяная отделка к оружию, пуговицы и т. Тогда же тобольские мастера начали изготовлять и первые скульптурные изделия. Самовар, по определению Даля, «водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Известно, что подобного вида конструкция была изготовлена Назаром Лисицыным в Туле, в Заречье в 1778 г. Большой интерес к самоварам со стороны населения, а также наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. Тульский пряник — самый известный вид русских печатных пряников. Изготавливается с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры. Название пряника происходит от прилагательного «пряный», которое образовано от слова перец др. Туляки не зря говорят, что знаменитый тульский пряник — восьмое чудо света. Через год, в 1991 г. Первыми «громкими» работами уральских литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца центр промысла вид промысла используемый материал Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции Афон и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу. Промысел зародился в 1795 г. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс. Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе. Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI в. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлинённые изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. История Холмогорского промысла уходит в XVIII в. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центрально-русская, западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. К началу XX в. Подъём холмогорской резной кости начался с 1920-х гг. Холуйская миниатюра — вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше коробочки, ларцы и др. Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована по примеру Палеха и Мстёры у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. Для Холуйской миниатюры характерна конкретная материальность образов, укрупнённость деталей композиции, декоративная живописная манера с колоритом, построенным на контрастном сочетании тёплых и холодных тонов. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Роспись со свойственными ей технологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII— ХVIII вв. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома, куда привозили свои изделия центр промысла вид промысла используемый материал из окрестных селений. Эти изделия традиционно лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси. Народный художественный промысел резьбы по кости распространён у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова пос. Произведения чукотской резной кости известны с первых веков н. В конце XIX — начале XX вв. Для начала XX в. Шемогодская прорезная береста — традиционный русский художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда ныне Вологодская область. Шемогодская береста — это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на деревянные шкатулки, коробочки, чайницы, блюда. Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII в. Промысел возник в XIX веке в селе Абашево Спасского уезда, ныне Беднодемьяновский район Пензенской области. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми рогами. Считается, что лечебная глина, используемая для лепки, центр промысла вид промысла используемый материал тревогу и стрессы. Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками подмосковного абрамцевского кружка, организовавшим в усадьбе Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую. Здесь учились и работали резчики из окрестных сёл Хотькова, Ахтырки, Кудрина. В 1936 был выполнен заказ по оформлению входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. В 1937 году в Париже представлена обширная коллекция резных изделий. Центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство». Местом происхождения деревянной игрушки в виде птицы является Архангельская область. Её называют ещё и «Поморским голубком». Птица вешалась в доме в качестве хранителя домашнего очага и благополучия. Изготавливается из цельного бруска, без применения клея, путём нарезки лепестков и специального метода изгибания. Носителем традиции изготовления птиц в XX веке был Мартын Фатьянов из деревни Селище Архангельской области. В деревне открыт музей, посвящённый его творчеству. Промысел птицы счастья восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры». Особым явлением народной культуры Тульской области является Белёвское кружево. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г. Белёва в XVII-XVIII в. Кружево применялось для отделки платья знати и праздничных одежд священнослужителей. В самом Белёве плели мерное, «верховое» кружево для столового и постельного белья. Сегодня мастерицами Тульской области предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла. Владимиром Махнюком была разработана техника обработки бересты, которая получила общепризнанное название «Берестяное барокко». Местом промысла стал г. Работы мастера хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства и др. Совет по народным художественным промыслам и ремёслам Курганской области отнёс центр промысла вид промысла используемый материал шадринской берестяной мастерской «Честа» к народным художественным промыслам. Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря - центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка. Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. Символ борецкой росписи - Древо жизни: огромный цветок с прямым стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья. Основной цвет росписи - красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову. Искусство цепочечного плетения, которым славятся бронницкие умельцы, выросло из традиций древнего кольчужного промысла. Кольчуги из Бронниц были на ратниках Димитрия Донского. Цепочечный промысел дополнился изготовлением брошей, серёг и браслетов из серебра и золота. Неслучайно, что в гербе города красуется золотой конь. Эстафету древних умельцев перенял Бронницкий ювелирный завод. Авторские работы хранятся в музее Московского Кремля, Государственном Историческом и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. Ещё в XVIII в. Косторезный промысел возродился в селе Варнавино Нижегородской области в 1970 г. Холмогоры Архангельской области выпускника Холмогорского училища Продукция поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию. История знаменитого вербиловского фарфора начинается в 1766 года, когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце Вербильцево, сейчас это - п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 году англичанин преподнес сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы. В 1995 году при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из последних наград вербиловского фарфора - Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы. Верхнеуфтюжская роспись зародилась в с. Верхняя Уфтюга, что является названием притока р. Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с традициями древнерусской декоративной живописи. Крупными центрами уфтюжской росписи считаются д. Ново-Андреевская и Якшаково Архангельской обл. Сейчас отдельные мастера продолжают работу у себя на дому. Изделия узорного ткачества завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце XIX в. Тканые работы были представлены в 1913 г. Ковёр молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Гладневой «Адам и Ева» демонстрировался на Всемирной выставке в Париже Луврполучил «Гран-при» и был куплен Лувром. Современное узорное ткачество представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в сёлах. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные — более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Центр промысла вид промысла используемый материал дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях. Образованием гончарного промысла на Центр промысла вид промысла используемый материал земле можно считать XII - начало XIV в. Сложились и две основные формы изделий — горшки и чашки с линейным и ленточным орнаментами разного размера. Посуда изготовлялась четырех видов: чёрная, лаковая глазурованная и муравленаяобварная. Подвижником стала компания «Комтех» п. Кружево до сих пор часто называют «кухарским», это производное от слободы Кухарки, ныне г. В 1840-е годы сюда попало сцепное центр промысла вид промысла используемый материал из Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки. Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок - елецкому. Один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги — Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Познакомиться с историей центр промысла вид промысла используемый материал промысла и его сегодняшним днём можно в музее фабрики «Городецкая золотная вышивка». Сюжетная «глухая резьба» есть только в Городце. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. В основу городецкой глухой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображения львов и сказочных существ берегинь. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. Сейчас художники используют также скобчатую, с подкраской, резьбу инкрустацию морёным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски, мелкую скульптуру. Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX века в Поволжье, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское, расположенных на берегах светлой речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». Сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Разновидность русского печатного пряника, выпекался в г. Городце и окрестных селениях. Известен со второй половины XVIII века. Городецкие пряники были различных размеров и веса. Даль указывал, что до пуда весом. В Городце изготавливали и пряничные доски. Старые доски хранятся в Государственном Историческом музее Москвы: «1763 ГОДУ ИЮНЯ СЕДЕСЕТЬ ДНЯ ЭТО ДОСКУ РЕЗАЛ ГОРОТЗАНИНЪ ПЕТРЪ МАРКОВЪ СНЪ ПРЯНИКОВ СЕI ПРЯН». Производство пряников, угасшее после 1917 г. В Городце открыт Музей городецкого пряника. Гончарный промысел в с. Доброе ныне Липецкая обл. В селе часто находят фрагменты керамических сосудов, реже - игрушки. Добровскую игрушку можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, связана с влиянием романовской глиняной игрушки. Это пустотелые и цельные фигурки-свистульки людей, птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским - одним цветом голова и три разноцветных полосы поперёк спины. Промысел игрушки возрождают сотрудники Липецкого центра культуры и народного творчества, Музея декоративно-прикладного искусства г. Дулёвский фарфоровый завод» — одно из старейших предприятий России по производству фарфора. Терентий Кузнецов, решив завести фарфоровое дело, какого еще не было во всей России, стал собственником земель в подмосковном местечке Дулёво. Центр промысла вид промысла используемый материал здесь и был построен Дулёвский фарфоровый завод. Дулёвский фарфоровый завод набрал силу при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода. На Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. Её графическое изображение стало торговой маркой завода. Дятьковский хрусталь существует уже более 200 лет. Завод основан русскими промышленниками Мальцовыми в 1790 году в д. Дятьково Хвощенской волости Брянского уезда, ныне это г. В XIX веке дятьковские мастера исполняли сервизы на 200 персон для царских резиденций в Зимнем Дворце, в Царском селе и в Гатчине. И сегодня в Кремле приёмы высшего уровня сервируются Дятьковским хрусталём. Хрусталь удостоен как зарубежных наград, так и отечественных. Особой гордостью является благодарственная запись первого космонавта Гагарина после посещения завода и музея дятьковского хрусталя. Промысел игрушки в д. Жбанниково, Роймино, Рыжухино Нижегородской обл. Из местной чёрной глины с золотой россыпью делали жбаны для кваса - отсюда название села, а потом и свистульки, которые издавали красивый и чистый звук. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Познакомиться с историей промысла, увидеть изделия жбанниковских мастеров можно в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная - предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX века. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Сейчас в Ельце музыкант Владимир Комаров пытается вместе с Музеем ремёсел возродить гармонь. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру. Это - культурное достояние России. Пока зима не грянет, мужик валенки не купит, говорят в Ельце. Здесь знают, о чем толкуют. Местная фабрика, на которой валенки катают дедовским способом, вручную, — и достопримечательность, и кормилица. За елецкими валенками едут покупатели из различных областей и республик России. В настоящее время елецкая сапоговаляльная фабрика изготавливает и продаёт несколько разновидностей валенок: полосатые, в «яблоках», с рисунком, с меховой опушкой. Не так давно здесь выполняли заказ для знаменитого борца, олимпийского чемпиона Александра Карелина. Размер ноги сибирского богатыря — пятьдесят второй: не просто было растянуть заготовку на колодке до нужных размеров. Центр промысла вид промысла используемый материал начала XIX века г. Златоуст - центр художественной гравюры на металле Урала. Первоначально украшалось боевое оружие: сабли, кортики, шпаги. В гражданскую войну гравированные с золочением сабли преподнесены от завода Лучшие образцы гравюры и украшенного холодного оружия хранятся в сокровищницах России - Эрмитаже и Оружейной палате Кремля. Промысел сложился в XIX веке во Владимирской губернии куда входил Ивано-Вознесенск. Детали костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников, включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц. В настоящее время искусство ивановских вышивальщиц продолжает развиваться. Коллекции промысла есть в Музее народного искусства МоскваИвановском краеведческом музее, Палехском художественном музее и др. Промысел возник в XVIII в. Кадоме ныне - посёлок Рязанской области. Вениз - от слова центр промысла вид промысла используемый материал. Происхождением промысел обязан венецианским мастерицам, приехавшим по приглашению Петра I в монастырь г. Монахини легко освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку - кадомский вениз. В начале XX в. Сейчас венизную вышивку выпускает фабрика «Кадомский вениз». Казаково Нижегородской области основался металлический промысел. Так здесь появился древнейший вид художественной обработки металла - скань от древнерусского - свивать. В Великую Отечественную войну артель плела офицерские погоны, изготавливала портсигары. Преемником артели стало Казаковское предприятие художественных изделий. Изготавливаются филигранные изделия с геральдикой и символикой государственных органов. Предприятие работает с клеймом Патриарших мастерских. Развитие промысла по добыче янтаря связано с давними традициями существования янтарного промысла на землях Восточной Пруссии. Свободный сбор янтаря продолжался до тех пор, пока в XIII веке Тевтонский орден не объявил янтарные залежи своей собственностью. В 1947 году по указу советского правительства на базе Пальмникенского месторождения был создан Калининградский янтарный комбинат и был реконструирован старый немецкий карьер. Добыча ведется на побережье Балтийского моря, вблизи п. Здесь сосредоточено около 90% центр промысла вид промысла используемый материал запасов янтаря-сукцинита, центр промысла вид промысла используемый материал которого составляет около 50 миллионов лет. Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнены в середине и конце Центр промысла вид промысла используемый материал в. От вышивок различных русских областей калужская отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркие и красочные, они богаты изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания — «цветной перевитью». Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров хранится в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 г. Мастерицы артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, продолжают центр промысла вид промысла используемый материал изделия, украшающие наш быт и одежду. Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними языческими обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» старинном наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву — «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Тетёры центр промысла вид промысла используемый материал пряники витой формы, распространённые в Архангельской обл. Каргополе, Мезене и в сёлах по берегам реки Мезень. День весеннего солнцестояния назывался на Каргаполье «тетёрочным днем», и выпекались тетёры, происходило «закликание» перелётных птиц, которые несли с собой весну и тепло. Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых свивают фигурки зверей и геометрические фигуры, близкие к древнерусским орнаментам. В XIII-ХIV веках на Заонежский полуостров искусство вышивания принесли выходцы из Великого Новгорода. Заонежские мастерицы вкрапили и местные сюжеты, украшая полотенца, скатерти растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами. Это были свадебные сцены в окружении всадников, птиц, цветов и сложная путаница бесконечно извивающегося стебля. Произведения мастериц экспонировались на Всемирной Парижской выставке 1900г. Наследие вышивальщиц Заонежья продолжают мастерицы старейшего в Карелии предприятия художественных промыслов фабрики «Карельские узоры». В начале XIX века чугунолитейное производство в Каслях Челябинская областькоторым владели Демидовы, приобрёл купец Начинается производство скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь родился стиль: графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей с энергичной игрой бликов. Триумфом стала выставка в Париже в 1900 году. Мастера отлили чугунный павильон-дворец в византийском стиле. Увеличенная копия скульптуры «Россия» из того павильона стоит в Кремле - резиденции Президента Российской Федерации. Своё название кирилловская гармонь получила в честь Кирилловского уезда Вологодской губернии. Первая кирилловская гармонь появилась в 1850 г. Её сделал Иван Разин. Он был первым гармонистом, который привёз в уезд так называемую гармонь-черепашку. Загоревшись, Разин решил также освоить искусство изготовления гармони, и у него получилось. Кирилловская гармонь прославилась на всю Россию. Хромки, тальянки, питерки, венки — это были различные модели кирилловских гармоней, без которых не обходилось ни одно народное гулянье. «Курья лапка», «медвежья лапка» - народные названия киришских кружев. История их началась в XVIII в. Стили елецкого и вологодского кружева известны всем, но киришское - более грубое, её называли крестьянским. Киришские кружева плетутся поверху. Один элемент плетётся несколько раз. Разворачиваются коклюшки, и он плетется центр промысла вид промысла используемый материал раз. Сейчас киришское кружево плетётся в д. Здесь находится цех Ленинградского объединения народных художественных промыслов. Промысел образовался в 1960-х гг. С первых дней стали делать не посуду, а декоративный, ручной фарфор. Здесь создали новый стиль фарфора, отличающийся многообразием форм, богатством художественно-выразительных средств, особым колоритом. Год спустя он получает серебряную медаль ВДНХ. Кисловодская школа стала самостоятельным направлением российской фарфористики. Первые отечественные мастерские по производству стеклянных ёлочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел. Уже более ста лет фабрика производит разнообразные новогодние ёлочные украшения, среди которых традиционные шары, гирлянды, сказочные персонажи, матрёшки и самоварчики, каскады ярких многоцветных бус. Народный промысел «Ковровская глиняная игрушка», современная история которого ведёт отсчёт с 1993 г. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII — XVI столетий. Новое развитие гончарный игрушечный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX в. Основные образы ковровской игрушки — мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта печка, русское подворье, русская баня, чаепитие, парочка у плетня, ярмарка. Промысел зародился в августе 1809 года в д. Здесь аптекарь Фридрих-Христиан Бриннер открыл фаянсовую фабрику. Впоследствии производство было перенесено в село Кузнецово. В 1929 году название посёлка меняется на Конаково. В 2009 году исполнилось 200 лет прославленному российскому предприятию - фаянсовому заводу Ауэрбаха-Кузнецова, который на протяжении двух столетий был одним из самых известных центров фарфорово-фаянсовой промышленности России. Слава кузнецовского и конаковского центр промысла вид промысла используемый материал гремела по всей России и за её пределами. Центром промысла является село Красное и деревня Здемирово Костромской области. Искусство изготовления изделий из серебра сложилось в XVI-XVII веках. Особенностью изделий являлось то, что они носили чисто русский народный характер, были сравнительно дёшевы: скромные обручальные кольца, серьги "калачи" изделия религиозного культа. Сегодня Красное-на-Волге - крупнейший центр ювелирного производства России. Здесь находится ювелирный завод, музей народно-прикладного искусства, училище художественной обработки металлов. Родиной вышивки считается д. Старое Рахино Крестецкого уезда, сейчас это Крестецкий район Новгородской области. С 1860-х годов крестьянки наносят особенные узоры на домотканое льняное полотно. При этом нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань использовалась для создания узоров и вышивок. Изделия вышивальщиц экспонировались в Турине 1911Париже 1925Милане 1927Париже 1937Нью-Иорке 1939Брюсселе 1958. Промысел возник в г. Кунгуре Пермский край в XVII в. Для кунгурской керамики свойственны строгие формы, использование рельефных и скульптурных украшений, ярких цветных полив. Центр промысла вид промысла используемый материал кунгурском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике отражено всё многообразие местного керамического производства конца XIX - начала XXI вв. Это и крестьянская гончарная посуда, и печные изразцы, изделия местных полуфаянсовых фабрик и заводов рубежа XIX и ХХ вв. Традиции старинного промысла продолжают мастера предприятия Кунгурские народные промыслы. Ливенская гармонь «ливенка» - разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном - плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек»- одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжают в «Мастерской по ремонту и центр промысла вид промысла используемый материал музыкальных инструментов» г. С XVIII века в окрестностях Липецка изготавливают чаши, ковши, разливательные ложки. Их пропитывают маслами и наносят орнамент анилиновыми красителями красного, чёрного, синего и зелёного цветов в виде волнистых линий, кружков, розеток, точек. На рождение узора оказал влияние стиль орнаментальной росписи Хохломы. На композицию росписи — мотивы елецкого кружево. Свои краски добавила южнорусская природа, предопределив «парчёвый» характер орнамента. Продукция фабрики «Липецкие узоры» была среди призов Олипиады-80, «Кубка Кремля», дарится почётным гостям к знаменательным датам нашей страны. Промысел изготовления игрушек с помощью топора: «топо́рщина», «болва́шка», «тарару́шка», «щепно́й това́р». Бытовал в среде офеней-мазыков на Владимирщине и Суздальщине. Название произошло от «офеня» - странствующий торговец галантерейным и мануфактурным товаром. «Мазыки» - самоназвание «офеней». От офеней развился и условный язык феня. Игрушки - статуэтки зверей и людей, которые выполняли роль божков, идолов, оберегов. С промыслом игрушек можно ознакомиться в Музее-заповеднике народного быта Ивановской области. Роспись деревянных прялок и утвари зародилась во времена формирования славянских племён. Название получила центр промысла вид промысла используемый материал реки Мезень в Архангельской области. Своего расцвета промысел достиг в XIX веке. Центром росписи стала деревня Палащелье, отсюда и второе название - палащельская роспись. Мезенская роспись архаична, узоры её скупы и напоминают древние наскальные рисунки Севера. Используются только два цвета — красный и чёрный. В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью. Михайловское кружево — единственное в России цветное кружево. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Мастерицы из старинного города Михайлова используют порой до 60 пар коклюшек. Это кружево очень своеобразно. В центр промысла вид промысла используемый материал нет цветочных и растительных мотивов, широко распространённых в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева — в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, весёлых сочетаний красного и белого с синим, красного и белого с жёлтым, красного и чёрного. Промысел возник в посёлке Мстёра Владимирской области в 1923 центр промысла вид промысла используемый материал на базе местного иконописного промысла, который был здесь в конце XVII века. Сейчас Мстёра - один из главных центров русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях центр промысла вид промысла используемый материал папье-маше. В отличие от другой русской лаковой миниатюры Палех и Холуйв мстёрской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Мценское кружево появилось в XVIII в. Центр промысла вид промысла используемый материал поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Лучшие работы кружевниц можно увидеть в Музее кружева г. Открыто ателье «Мценские узоры». Художественный промысел сложился в середине XVIII в. Возникла идея применения техники лаковой росписи к металлическими изделиям, которые производились на металлургических заводах купцов Демидовых. Начало положил Никита Акинфиевич Демидов 1724-1789 гг. Роспись выполняли масляными красками по специальному грунту из смеси глины, сажи и масла на подносах из железа, меди и бронзы. К началу XX в. С конца 1960-х гг. В Нижегородском крае было несколько центров изготовления топорно-щепных игрушек. Самый ранний из них — Чкаловский, так называлось село Василёва Слобода. Игрушки относятся к концу XVIII — нач. Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа. Во второй половине XIX в. Сумино, Ельзенкино и Леденцово стали резать и красить «бельё» запряжек. Появились кони, впряженные в коляски, кареты. Название «резуха» гармонь получила исключительно в Псковской губернии. Новоржевская тальянку начали ладить на юге губернии не без влияния бологовских мастеров. Тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники покрыт резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета. Оренбургский пуховый платок — тёплый символ России. Оренбургский платок - название собирательное: это и тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок «паутинка». Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 года. В 1862 году центр промысла вид промысла используемый материал Лондонской выставке уже оренбургская казачка Н Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха». До сих пор образцом считается платок мастерицы Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошёл, но и уместился в скорлупу гусиного яйца. Корни вышивки уходят во времена вятичей-язычников, центр промысла вид промысла используемый материал последними в XIV веке приняли христианство. Охранительный смысл их древних образов и обрядов отразился в вышивке. Коллекция Орловского краеведческого музея насчитывает около сотни предметов: полотенца, скатерти, детали народного костюма. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Орловский спис знатоки считают шифром, разгадать который весьма сложно. Самые популярные сюжеты старинных вышивок - «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка». Спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами. Ещё с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке Нижегородской области, зародился металлический промысел. Издревле эти места славились центр промысла вид промысла используемый материал, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Ручки ножей отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии. Традиции металлообработки сегодня продолжает Павловский завод художественных металлоизделий. Павловский Посад - старейший российский текстильный центр. С 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков. Популярен мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. В этом году знаменитая на весь мир Павлово-Посадская Мануфактура отмечает 215-летие. В Московском Фонде народных художественных промыслов открылась экспозиция, насчитывающая более 150 уникальных платков. Промысел развит в д. Черепаново, Большой Березник и Гридинская Архангельской обл. Ранние изделия с росписью датируются XVIII - началом XIX вв. Круг предметов велик - деревянная и берестяная посуда; колыбели, ларцы, сундуки, подголовники, прялки. Основа росписи - растительный узор. На предметах в Загорском музее-заповеднике можно видеть сцены вечёрок, застолья, прядения, тканья, на старых прялках - архитектурные пейзажи, единорогов, львов, а также солдат, парусные суда. С конца 60-х гг. Исторически в конце XIX — первой пол. Петербургские трехрядные гармони изготавливались с немецким и русским строем. Немецкий строй один и тот же, что итальянский строй, а русский строй одинаковый с французским строем. Лозоплете́ние - изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др. Часто материалом для плетения служит ивовый прут. Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX в. Традиции плетюшечного промысла продолжает предприятие «Азимут» г. Художественный промысел возник в XVII в. Плешково Ливенского р-на Орловской обл. В мае жители деревни свистели в глиняные свистульки, празднуя «Свистунью». Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом. Раскраска выполнялась в синий и красный цвета иногда зелёныйнанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли. Продолжают традиции промысла мастера Игрушки мастеров есть в музеях и на выставках народного искусства. С середины XIX в. Полх-Майдан Нижегородской губернии стали производить некрашеную токарную деревянную посуду. Изделия мастеров этого промысла - матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Потешный промысел существует с 1991 г. За это время мастера художественно-производственное объединение «Потешный промысел» разработали свыше 2000 моделей сувенирных игровых кукол. Постоянно ведется работа над созданием новых кукол в костюмах народов Поволжья и Приуралья, Северо-Запада России. Петербургские куклы «Потешного промысла» теперь уже известны во многих странах мира, вызывая интерес и радость не только у детей, но и взрослых, коллекционеров. Подобные куклы изготавливались, по свидетельству Оршанского, более 200 лет назад центр промысла вид промысла используемый материал Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии, в частности, фино-угорским населением. Псковскому гончарному промыслу более 900 лет. Местные мастера выпускали чёрно-лощёную, матовую, либо политую однотонной поливой посуду. Изделия расписывались ангобом подцвеченной глиной с подкраской цветной глазурью. Изготавливали псковские мастера изразцы. Отличительная особенность псковских центр промысла вид промысла используемый материал — наличие рельефа с изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур. Традиции народного промысла продолжает завод «Псковский гончар». Во Пскове, в Палатах Меншикова регулярно проходят выставки, на которых можно увидеть изделия псковских гончаров и познакомиться с технологией старинного ремесла. Сведения о ракульской росписи центр промысла вид промысла используемый материал серединой XIX в. Место зарождения — с. Ульяновская, стоящее на впадении речки Ракулки в Северную Двину ныне Красноборский р-н. За всю историю росписи промыслом занималась только одна семья — поколения Витязевых. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Мастера производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике. Растяпинская забава - керамическая миниатюра о прошлом местечка Растяпино, сейчас это посёлок Дачный Нижегородской области. Начало создания миниатюры - 1988-1989 г. В это время Владимир Корнев создал в городе Дзержинске Нижегородской области студию «Растяпинская забава». Самые главные художники - местные ребятишки. Прототипами игрушек становятся реальные центр промысла вид промысла используемый материал персонажи 1900-1930 годов. В Дзержинске есть и авторский музей Растяпинской забавы. Представлена растяпинская свадьба, центр промысла вид промысла используемый материал охоты, рыбалки, события истории исторические центр промысла вид промысла используемый материал. Древним видом художественных промыслов Рязанского края является вышивка. Уже на рубеже XIХ - XX вв. Её особенности в многоцветности, построенные на доминировании красных оттенков с вкраплениями синего, жёлтого и зеленого цветов; соединение разнообразных традиционных техник: строчка, цветная перевить, счётная гладь, роспись, косички, мережки, вышивка крестом; преобладание геометрических элементов. Ознакомиться с промыслом и с работами современных мастериц можно в Рязанском художественном музее им. Саратовская гармонь центр промысла вид промысла используемый материал впервые в 1855-1856 г. Отличается от других видов русских гармоник тем, что на ней имеются колокольчики. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. Кирова в Саратове установлен памятник Саратовской гармони. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города - гармошке. Сейчас саратовская гармонь не производится. Козу́ли - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Козуля образовано не от слова «коза», а от глагола «козить». Козули - национальное лакомство поморов жителей Архангельской губерниикоторые готовились только на Рождество. Ныне козули изготавливают в Архангельской и Мурманской обл. На Урале тесто для козуль приготовляют с добавлением мёда. Козули теперь - это и памятник народного творчества, народная скульптура, форма и технология изготовления которой шлифовалась веками. В XIX веке Семёнов называли «ложкарной столицей» России. Но основную известность принесла матрёшка. Хотя именно отходы от производства ложек первоначально использовались в изготовлении матрёшек. Опыт изготовления местные умельцы переняли в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в игрушку заволжский центр промысла вид промысла используемый материал, придав ей свою форму и своеобразно её расписав. Сегодняшняя фабрика «Семёновская роспись» образована в 1932 году. На основе матрёшки стали разрабатываться новые сувениры, центр промысла вид промысла используемый материал новые элементы цветов, а сама роспись получила название «семёновская». Промысел берёт начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской, а ныне г. Сейчас керамика создаётся предприятием «Аксинья», которое является членом Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Художникам удалось создать оригинальное направление - Семикаракорское письмо с использованием букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. В рамках XXII Олимпийских игр 2014 года в Сочи «Аксинья» стала официальным лицензиатом в категории «Народные промыслы». Сергиев Посад - столица кукольного «царства» России. По одной из легенд, игрушки делал сам основатель монастыря — Сергий Радонежский. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Самым ходовым товаром были дешёвые деревянные центр промысла вид промысла используемый материал, получившие ироничное прозвище «дуры». Изготавливают игрушки и в настоящее время. В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые её разновидности. Там же расположен Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. Ручное ковроткачество было распространено в уездах Тобольской губернии с XVIII века. По мнению же историков, производство ковров берёт начало с XVI века после завоевания Сибири Ермаком. Сибирские ковры отличаются повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю. Яркие букеты напоминают о красках лета. Ковры ткутся на Сибирской ковровой фабрике, где продолжаются традиции махрового промысла ручного сибирского ковроткачества. Скопинский гончарный художественный промысел - центр народного искусства Рязанской земли. Годом рождения промысла считается 1640-й. В XIX веке в Скопине наладилось массовое производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину. Продукцию промысла можно увидеть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина и других городов мира. Промысел известен с конца XVIII центр промысла вид промысла используемый материал. Старом Осколе на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. А женщины и дети лепили свистульки. После обжига игрушки расписывали. При изготовлении не использовались никакие специальные инструменты. У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Возрождением промысла считается 1987 г. Игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России». В Сысерти Екатеринбургской губернии, а ныне Свердловской области, издавна существовало домашнее керамическое производство. Гончарное заведение «Гончарка», владельцами которого были братья Харитоновы, обеспечивала окрестные сёла латками, горшками, кринками, корчагами. На базе «Гончарки» в 1928 г. Посудные формы Сысертского завода базируются на вековом опыте местных мастеров: их представление о красоте выражено в округлых, ясных очертаниях предметов и в мазковой росписи. Резьба по кости известна в г. Тобольске ныне Тюменская обл. Промысел развивается со второй половины XIX в. Традиционные изделия - миниатюрная скульптура из мамонтовой кости на темы жизни народов Севера. На фабрике хранится коллекция произведений из мамонтовой центр промысла вид промысла используемый материал, зуба кашалота, клыка моржа. Промысел известен в Торжке с XIII века. Вышивка выполнялась с помощью серебряных и золотых нитей, и украшались ей предметы одежды: обувь, пояса, воротники, костюмы и церковные облачения. Шитьё золотошвей экспонировались в Нижнем Новгороде, Москве, Филадельфии, Турине, Париже, Милане, Нью-Йорке, Брюсселе, Осаке. Изделиями золотошвей оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, выполнена обивка трех царских тронов с именными монограммами. Именно в Туле в 1820 году появилась первая российская гармонь. Производство ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов на своей самоварной фабрике. В 1900 году двух- и трехрядные венские гармоники получили награды в Париже. В 1905—1907 годах началось изготовление хроматических гармоник. Гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский-Титаренко назвал «баяном». В годы Великой Отечественной войны производство гармошек было прервано. С фронта пошли письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать! Ныне тульская гармонь звучит по всему миру и, конечно, в России. Художественный промысел зародился во 2-й пол. Оружейная палата Московского Кремля обладает самой богатой коллекцией усольской эмали. Сейчас промыслом росписи по эмали занимается предприятие г. Вологды - мастерская «Вологодская финифть». Через год, в 1991 г. Первыми «громкими» работами центр промысла вид промысла используемый материал литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции Афон и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу. Хлуднево - деревня Думиничинского района Калужской области, по последней переписи - всего 78 жителей. Но именно здесь в XVI веке появилась эта удивительная игрушка, корнями уходящая в языческое прошлое. Традиции росписи отличаются от дымковской и других народных игрушек. Основной сюжет росписи - древо жизни, её назначение — оберег. Каждый цвет имеет свое смысл: красный - цвет земли, синий - воздуха, космоса и т. Ныне потомки талантливых мастеров из рода Бубневых и Трифоновых стараются продолжить традиции своих предков. История Архангельского промысла уходит в XVIII век, мастера украшали костью рукоятки ножей. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центральнорусская, западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. Промысел продолжился в XX веке в селе Ломоносово, где в 1932 году создана фабрика художественной резьбы по кости имени Выпускаются изделия из моржовых клыков, зуба кашалота и бивней мамонта. «Черепашка» — язычковый клавишный музыкальный инструмент, разновидность русской гармони. Отличается небольшим центр промысла вид промысла используемый материал некоторые величиной со спичечный коробок; высота корпуса 50 — 100 мм. Название инструменту дал гармонист-виртуоз Невский в 1870-х гг. Другая версия — она названа по месту первоначального производства — г. Есть несколько разновидностей черепашки: «С четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Промысел возник в д. Чернышено бывшего Новосильского уезда ныне — Новосильский р-н. Здесь издавна находили глины: красные, белые, синие. При изготовлении игрушек глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. Женщины лепили мужские фигурки редко, только вместе с конём. Никогда не лепили птиц за исключением кукушки, поскольку почитали кукушку за божество, способное предсказывать будущее. Роспись называется «кукушечьей» из-за полосок, напоминающих оперение кукушки. Возрождением промысла занимается народный мастер Народный художественный промысел резьбы по кости распространён у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова пос. Произведения чукотской резной кости известны с первых веков н. В конце XIX — начале XX вв. Для начала XX в. Современные мастера вырезают из моржового клыка фигурки северных животных, скульптурные группы, украшают целые моржовые клыки и художественно-бытовые изделия. Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII веке в Шемогодской волости Великоустюгского уезда ныне Вологодская область. Мастерством резьбы по берёсте славилась деревня Курово-Наволок. Орнаменты резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году был создан художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», который продолжает традиции ажурной вязи.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Ромазан Базарбаев

    28.11.2015

    Работы мастеров палехской росписи произвели неизгладимое впечатление на ценителей народного искусства за границей. Используются только два цвета — красный и чёрный. В связи с такой высокой аварийностью рыбопромыслового флота особое значение и актуальность приобретает проблема правового обеспечения безопасности морского промысла, рассмотрению которой как раз и посвящена настоящая диссертация.