Публицистические статьи белинского

Настоящий текст по своему жанру представляет собой концептуальную рецензию, которую по своей инициативе написал слушатель Московской школы гражданского просвещения, философ Родион Гаршин, проживающий в г. «ПБ» размещает аутентичный, т. Искусство публицистические статьи белинского жизнь, литература и жизнь часто противопоставляются друг другу в обыденном мнении, понятийно разводятся многими теоретиками культуры самых разных направлений, и в этом, конечно, есть свой резон — искусство, литература действительно могут быть далеки от жизни, особенно если под «жизнью» понимать нечто вполне конкретное и строго определенное. Но все же есть довольно очевидные примеры — не только и не столько отдельных произведений, сколько самих форм организации творческой жизни и сотрудничества людей в целом — в которых очень трудно отделить искусство публицистические статьи белинского жизни и в которых противопоставление между этими двумя стремится к нулю. Одной из таких динамических форм, способствующих как можно более публицистические статьи белинского сопряжению литературы и жизни а под литературой я понимаю здесь всякий написанный текстна мой взгляд, является журнал: само даже это слово во французском оригинале имеющее корень «день» отсылает нас к повседневности, а повседневность, ежедневная коммуникативная практика является социально-философским синонимом слова «жизнь». Примером такого рода формы, который мне недавно довелось для себя открыть, стал журнал пензенского редактора издателя Валентина Мануйлова «Парк Белинского» — «журнал вольнодумства», как он сам себя называет, не опасаясь этого, казалось бы, старомодного слова; впечатлениями об этом любопытном примере творческой практики я хочу с вами сейчас поделиться. В целом журнал позиционируется как общественно-политический, историко-публицистический и литературно-художественный одновременно. И это в основном совпало с моими ощущениями от знакомства с характером представленных в нем текстов. Когда я думал, как его охарактеризовать, я решил, что нужно выделить в нем три составляющие его жанра: художественную литературу и поэзию, историко-документальную прозу и актуальную публицистику — именно эти три типа текста составляют основное содержание всех номеров журнала. Приятного разнообразия добавляют обязательные несколько страниц фотографий довольно неплохого качества обычно картин и скульптур, представленных на местном биеннале пластических искусств, тоже освещаемых в журнале в середине и на обложке каждого выпуска, а также выписки и цитаты из различных более или публицистические статьи белинского известных авторов, которые заключают каждую отдельную рубрику журнала, имея некое смысловое отношение к её актуальному содержанию. Следует особо сказать о формате этого издания в общем смысле — что оно из себя представляет. На большинстве публикуемых в нем текстов в каком-нибудь толстом столичном профильном журнале наверняка поставили бы метку «неформат», а еще, может, прибавили бы на словах, что таких текстов полно в интернете. Но тем и ценен, на мой взгляд, малый провинциальный формат и небольшой тираж, что позволяет не зависеть от жесткой редакционной политики крупных изданий когда тексты оказываются публицистические статьи белинского «заредактированными», что, конечно публицистические статьи белинского, не приближает их к жизниот мод и веяний мегаполисов и от большей уязвимости перед общественным мнением, свойственной более крупным медийным образованиям. И одно дело интернет, где тексты того публицистические статьи белинского, что собраны под обложкой этого журнала, обычно разбросаны так далеко друг от друга, что вряд ли когда попались бы на глаза одному и тому же читателю, а тем более значительному их числу; но главное — это, конечно же, осязаемое вещное воплощение, которое всегда будет намного предпочтительнее любой электронной версии. Скорее всего, это был замысел г-на Мануйлова — и это естественно для всякого патриота своего города и своей местности — публиковать в журнале преимущественно материалы, имеющие отношение к Пензенскому региону и к его уроженцам, но публицистические статьи белинского совершенно не ощущается как некая местечковость, замкнутость на себе провинциального города, занятого самокопанием и обособленного от общероссийского контекста. Такого ощущения не возникает потому, как мне кажется, что тема Пензы проводится совсем ненавязчиво, чаще всего фоном, а главное, редактор старается выбирать для публикации такие сюжеты, в которых личные судьбы персонажей — чаще всего уроженцев или долговременных жителей региона — накладываются на исторические реалии всей страны и публицистические статьи белинского, пролегают параллельно изгибам своего времени и схватывают его общий дух, культурную и гражданскую атмосферу именно благодаря своей малой интерпретативности, приближенности к документальному жанру дневника и мемуара, описанию простых и грубых фактов повседневной жизни в той или иной точке времени и пространства. Такую вплетенность индивидуальных линий в глобальные исторические контексты нужно отметить как весьма удачное свойство публицистические статьи белинского в журнале сюжетов. И здесь правдоподобно было бы предположить, что достаточное количество таких журналов по всей стране, аккумулирующих наиболее интересные жизненные истории, связанных с собственным городом или областью, могло бы образовать своими перекрестными сплетениями плотную ткань основанного на личном свидетельстве исторического повествования, по которому будет значительно легче составить себе образ эпохи и образ страны как современнику, так и будущему историку. А следовательно, можно с достаточным основанием считать рассматриваемый нами публицистические статьи белинского примером для других городов России, в которых, безусловно, тоже найдутся интересные личности и поучительные истории, своей ценностью превосходящие масштаб отдельного публицистические статьи белинского. Что публицистические статьи белинского именно Пензы, то от недостатка в именитых земляках ее жители не страдают; мне же, как патриоту моего собственного города и любителю истории науки, было бы чрезвычайно интересно прочитать в очередном номере «Парка Белинского» что-нибудь лично-биографическое про публицистические статьи белинского советского астрофизика Идлиса 1928 — 2010тоже уроженца Пензы, после войны переехавшего в Алма-Ату и там выдвинувшего знаменитый антропный принцип в космологии — открытие мирового уровня, как выяснилось впоследствии. Конечно, вряд ли «Парк Белинского» сыграет ту роль в исторической и общественной жизни страны, какую играли в свое время такие журналы, как «Вехи» или «Отечественные записки», но роль гражданского авторитета в общественной публицистические статьи белинского отдельно взятого региона он может выполнить, на мой взгляд, более чем достойно, выступая неким органом самосознания местных интеллигентских кругов. Да и в целом литература небольших губернских городов, ориентированная скорее на размеренную повседневность, чем на сенсационность и эпатаж, я думаю, дает не менее ценное представление о литературе страны и эпохи, чем литература публицистические статьи белинского и громких событий истории, политики и культуры. Кроме того, я считаю, что журналу удалось превратить в достоинство то, что массовый читатель мог бы счесть его недостатком как литературного объединения, а именно, то, что далеко не все публикующиеся в нем авторы являются профессиональными литераторами и журналистами: большинство их взятых практически из самой жизни текстов довольно органично вписываются в общую концепцию журнала. Хотя значительная часть объема публицистические статьи белинского номера заполняется произведениями малоизвестных или совсем не известных в стране любителей печатного словав журнале зачастую можно увидеть статью или рассказ какого-нибудь довольно заметного на федеральном уровне деятеля, вроде социолога Ципко или кинокритика Матизена. Некоторые публикуемые тексты, действительно, берутся редактором прямо из интернета, но многие статьи и эссе написаны специально для «Парка Белинского» о чем обычно сообщается в сноске. Не стоит, впрочем, думать, что любого рода текст из этого журнала можно легко найти в интернете — публицистические статьи белинского часто в нем публикуются воспоминания и свидетельства времени из личных архивов, доселе не видевшие света ни в каком варианте, которые пересылаются родственниками авторов непосредственно в редакцию и печатаются эксклюзивно. Более того, именно лакунарность определенных тем литературного повествования в интернете подвигла, как выяснилось, некоторых авторов на написание своих повестей и рассказов, напечатанных затем на страницах «Парка Белинского»: так было, например, с автором цикла повествований о быте публицистические статьи белинского эмигрантов в израильской армии, который, по его собственному признанию, взялся вылить свой опыт в литературную форму после того, как обнаружил отсутствие в сети каких-либо военных историй об армии Израиля на русском языке. Кстати говоря, в его увлекательных и глубоко пережитых историях меня очень задел эпизод, в котором главному герою он же авторизраильскому солдату, во время военной операции в Публицистические статьи белинского Ливане лежащему под артобстрелом, сами собой вспоминаются соответствующие строки из «Василия Тёркина», запавшие в память из советской школьной программы и, казалось бы, почти забытые, но вытолкнутые в сознание самой жизнью, грохотом и огнем рвущихся вокруг бомб. Этот — я уверен — совершенно публицистические статьи белинского вымышленный эпизод очень ярко свидетельствует о том, что усвоенный нами в детстве и отрочестве культурный фон остается с нами затем на всю жизнь, несмотря на смену эпохи, географии проживания и даже языка повседневного общения; о том, как глубоко и прочно укоренены в нас впечатления детства, сознательно при том никак не закрепляемые и не востребованные в течение долгих лет. И эти простые рассказы автора из Израиля явились для меня еще одним ярким примером близости литературы и жизни. Надо сказать, что «журнал вольнодумства» — совсем новый журнал, имеющий довольно длинные периоды выпуска: он издается с 2012 года, и за это время вышло всего несколько его номеров. Основной его контент так или иначе посвящен теме истории, истории нашей страны в разные ее периоды: это и документальные свидетельства, и публицистические публицистические статьи белинского, исторические романы, публикуемые отрывками. И тот тип истории, которая вырисовывается на страницах журнала, я, пожалуй, охарактеризовал бы как постмодернистский тип, взгляд на историю с позиций постмодерна. Прежде всего, это выражается в полном отсутствии в текстах этого журнала следа какого-либо метанарратива — мы не найдем в них образа истории как дерева, имеющего главный ствол и опутывающего своими ответвлениями все сферы человеческого бытия, что было бы характерно для какого-нибудь крупного издания с явно выраженной идейной направленностью. Напротив, именно в силу индивидуального, обособленного характера каждого документального сюжета будь то история местного партийного функционера, греческого коммунистического лидера, прожившего в отставке в Пензе много лет, или воспоминания матери главного редактора Дины Мануйловой о своем детствеистория предстает в виде разветвленной сети «микроисторий», связанных между собой непрямым и неявным образом — это и есть постмодернистская «трава» истории, в отличие от «дерева» метанарратива, заполняющая собой все пустоты и пробелы универсалистских исторических концепций и оставляющая много места для интерпретации самому читателю. Отсутствие метанарратива, конечно же, не умаляет интереса к содержанию журнала — в нем хватает обычных первопорядковых нарративов, которые, по мнению Лиотара, легитимированы уже публицистические статьи белинского, что они делают то, что должны делать: документальные свидетельства — рисовать образ времени, публицистические статьи — развивать какую-либо общественно значимую мысль, художественные произведения — занимать и увлекать внимание читателя. Постмодернистские публицистические статьи белинского вызывает также знакомство с литературной составляющей журнала — это и литературоведческие тексты и собственно художественные. Такое впечатление публицистические статьи белинского с достаточной фривольностью в подаче некоторых тем, отсутствием стеснения в обращении к деликатным сторонам жизни: так, например, в своей статье о Белинском — главном литературном символе Пензы — Щукин приводит такие подробности личной жизни и переписки писателя, которые иной исследователь, желающий сохранить публицистические статьи белинского образа великого критика, наверняка оставил бы за скобками повествования и в целом это соответствует замыслу Щукина написать альтернативный портрет Белинского, контрастирующий с его образом в советском литературоведении. Так же и в некоторых рассказах, которые журнал любит публиковать в полной версии по публицистические статьи белинского с отцензурированными в других местахнет-нет да и промелькнет непечатное словцо; но все это, как мне кажется, естественно оправдывается близостью литературы и жизни, которая отличает «журнал вольнодумства» от многих. В целом «Парк Белинского», по моему мнению, вполне оправдывает вторую часть своего названия, вынесенного в публицистические статьи белинского — вольнодумства в нем и в самом деле достаточно. Это касается в т. Здесь, пожалуй, следует отметить активную гражданскую позицию одного из постоянных авторов журнала Инюшева, не стесняющегося, в частности, вытаскивать на свет некоторые неприятные особенности избирательного процесса в современной политической системе России. Немалую познавательную ценность журнала я нахожу в том, что на его страницах особое место уделяется прямым и непосредственным свидетельствам времени, которые приоткрывают прошлое с той стороны, с какой оно никогда не бывает представлено в учебниках и в высокотеоретических монографиях; особенно это относится к советскому периоду нашей истории, свидетелей которого в наши дни, слава богу, еще вполне достаточно. Их голоса чрезвычайно ценны, на мой взгляд, тем, что из первых уст предоставляют следующим поколениям описания сокрытой истории, ее очень непрозрачной эпохи, которая далеко не исчерпывающе изучена и еще долго будет публицистические статьи белинского в прояснении. То же самое можно сказать об истории гражданской жизни, отраженной в журнале: его документальные фрагменты содержат в себе примеры множества гражданских поступков, совершавшихся в крайне неблагоприятных условиях идеологического контроля над обществом и скованной гражданской инициативы: такие примеры я с интересом открыл для себя в повествованиях об историке Ахиезере, публицистические статьи белинского работавшем публицистические статьи белинского концепцией российской истории, альтернативной официальной идеологической позиции, о кибернетике Рамееве, создававшем с нуля отечественную компьютерную индустрию, или о философе Егидесе, руководившем колхозом в Пензенской области. Все эти образцы гражданского мужества и ответственности, не преклоняющейся перед властью, на мой взгляд, могли бы послужить вдохновляющими примерами дальнейшим поколениям. Вообще, одно из первых целостных впечатлений, которое произвел на меня первый прочитанный мною выпуск журнала, было то, что я держу в руках своего рода домашний хлебец из муки грубого помола, не совсем ровный и гладкий, но плотный и пахнущий свежей выпечкой, в отличие от красивого белого, но легкого и почти безвкусного батона заводского производства. Таким образом, «Парк Публицистические статьи белинского являет собой собрание множества довольно разнородных текстов, которые вряд ли кто-то будет читать все подряд — но, я думаю, это и не подразумевалось изначально: достоинство журнала состоит как раз в том, что каждый может выбрать для себя то, что ему больше по вкусу. Гаспарову «Мир — это больной, ворочающийся в постели с боку на бок. Слабых всегда надо будет немножко защищать от сильных, но не слишком надежно, чтобы не пропала потребность самим становиться сильным. Неудача должна быть наказуема, иначе никто не будет стремиться к успеху». Бек и щедроты шведов. Тебе ее выдают, как в банке: получил иди гуляй, а этого мало, надо, чтобы было еще что-нибудь… чтоб не только от собственной воли зависеть. А во Франции никакого тебе оправдания, то-то и скверно! Нет ничего подлее и мерзопакостнее страны, где все есть для счастья человека. То ли дело африканский голод или хотя бы хроническое недоедание, военная диктатура — вот это, я понимаю, оправдания, а сам ты ни при чем». Пренебрегая действительными, мы ищем в ней уроков, которых она сроду не содержит, а слепое публицистические статьи белинского времени величаем прогрессом».

Также смотрите:

Комментарии:
  • Юрий Лысенко

    20.12.2015

    Новый герой — выходец из народных низов, крестьянин, разночинец — завоевывает литературу.