Этический кодекс практического психолога

ТЕМА 7 ТЕМА 7. Принципы работы психологической службы и этический кодекс практического психолога Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, этический кодекс практического психолога мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной или воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями интересами отдельных людей и различных групп. Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми клиентами. Данные требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся: 1. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т. Оговаривается не только этический кодекс практического психолога факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья. Исключение составляют также случаи, когда этический кодекс практического психолога обследование проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Психолог должен принимать все меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио- и видеопленок, связанных с работой. Он не должен допускать случаев обнародования информации, имеющей интимный характер, публичного сравнения людей коллективов по психологическим качествам, указания на источник получения этический кодекс практического психолога. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что психолог не должен распространять информацию и этический кодекс практического психолога психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Он должен: - уважать личную неприкосновенность людей, их право на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую этический кодекс практического психолога без присутствия третьих лиц - разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом ; - не использовать методик и процедур, ущемляющих личное достоинство человека, не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением людей к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его этический кодекс практического психолога - оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения информировать должностных лиц, людей, причастных к участию в судьбе человека и работе с ним, об этических требованиях, предъявляемых к пользованию доступной или переданной им информацией, и своей собственной этической позиции. Перед проведением этический кодекс практического психолога обследования испытуемого необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах. Любой человек, если это не оговорено законом, этический кодекс практического психолога право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем этический кодекс практического психолога как они могут быть использованы. Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты. Если тестирование производится с целью конкурсного отбора в вуз, на вышестоящую должностьто человек имеет право знать то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов требует того, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, то есть давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенным и предвидит последствия их применения. При подборе методик в батарею программу обследования психолог должен руководствоваться не субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат. При выдвижении гипотезы о причинных взаимосвязях тех или иных психологических параметров интерпретации данных необходимо наряду с наиболее вероятной рассматривать и альтернативную психологическую гипотезу, следуя этический кодекс практического психолога, аналогичному принципу презумпции невиновности в судопроизводстве. Выводы, которые делает психолог по результатам обследования, должны этический кодекс практического психолога из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его этический кодекс практического психолога или пользуется его итогами. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает этический кодекс практического психолога уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок. Кроме того, в ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента исходя из целостного видения более широкой "панорамы" его психической жизни, прогнозируя возможные варианты позитивных изменений. Данный принцип означает также, что в установлении факторов, определяющих возможность этих позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента с учетом требования разумной достаточности. Кроме того, должно быть учтено мнение всех сторон, принимающих участие в предложенной консультанту ситуации. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Необходимо принимать людей такими, какие они этический кодекс практического психолога. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек - все достойно доброжелательного этический кодекс практического психолога. Мало того, они должны быть реальными, выполнимыми как для самого человека, этический кодекс практического психолога и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности тех должностных лиц, которым они адресуются. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что практический психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей. Психолог должен постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности. Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психолога, необходимо воздерживаться от применения административных решений без тщательного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых мер. Психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу. Вместе с тем запрещается прямое заимствование результатов чужих исследований, присвоение авторства теоретических положений, экспериментальных методик и данных, отсутствие в публикуемых работах ссылок на первоисточники и т. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. О всех замеченных им где-либо нарушениях нормативно-правовых принципов и профессионально-этических норм деятельности он обязан сообщать в этический кодекс практического психолога или центральные органы Общества психологов. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением им должностных обязанностей. Проанализируйте положения этического кодекса практического психолога. Выделите 3 наиболее важных, на ваш взгляд, принципа. Свой выбор обоснуйте письменно. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГА, ПРИНЯТЫЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ Принцип 1. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека с человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы. Как ученый, психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел вои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию. Как педагог, психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции. Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и этический кодекс практического психолога как таковой. Неквалифицированные люди компрометируют психологическую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, нарушает этические стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить этический кодекс практического психолога. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответствующих местных, государственных или национальных комитетов по профессиональной этике, стандартам и практике. Психологи, которые считаются квалифицированными в какой-то деятельности, - это те, кто или имеет дипломы Американского комитета по профессиональной психологии, или обладает лицензиями или удостоверениями, выданными государственными аттестационными комиссиями, или удостоверениями, выданными общественными комиссиями, созданными государственными психологическими ассоциациями. Психологи, не удовлетворяющие требованиям квалификации, необходимым для самостоятельной практики, должны приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста. Психолог знает границы своей этический кодекс практического психолога и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику, которые не удовлетворяют государственным стандартам, установленным в отдельных областях. Психолог, который занялся практической деятельностью, помогает своим коллегам в получении профессиональной помощи по всем аспектам их проблем, которые находятся вне его собственной компетенции. Этот принцип требует, чтобы, например, были собраны данные для медицинского диагноза и решения соответствующих медицинских проблем, а также для обращения за советом или консультацией к другим специалистам. Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой способности испортить оценку, даваемую им другим лицам. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, этический кодекс практического психолога которой его личные проблемы станут причиной низкой профессиональной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетентную профессиональную этический кодекс практического психолога для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, этический кодекс практического психолога котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии. Психолог избегает ошибочного представления о своей профессиональной квалификации, связях и целях, а также об институтах и организациях, с которыми он связан. Психолог не претендует на то, чего он не может, ни прямо, ни путем приписывания себе профессиональной квалификации, отличающейся от его действительной квалификации, ни с помощью неверного представления своих связей с каким-либо институтом, организацией или индивидом, и не дает возможности другим приписывать себе связи, которых в действительности нет. Психолог отвечает за исправление мнений других людей. Которые неверно представляют себе его профессиональную квалификацию или связи. Психолог не должен иметь ошибочного представления об институте или организации, с которыми он связан, приписывая им качества, которых они не имеют. Психолог не использует свои связи с психологической ассоциацией или её отделами в целях, которые не соответствуют тому, что провозглашает Ассоциация. Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследования таким образом, чтобы это могло привести к неправильному представлению о нем, уровне его ответственности за них и характере его связей. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Психологи, которые истолковывают психологию и её прикладные отрасли клиентам или широкой общественности, обязаны делать сообщения ясно и тщательно. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности или других видов неправильного представления. Когда дают информацию о психологических процессах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию. Психолог, занятый на радио или телевидении, не принимает участие в коммерческих заявлениях, рекомендующих покупку или использование результатов. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения, практики или исследования, - первейшая обязанность психолога. Такую информацию не сообщают до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и только в том случае, когда имеется явная или надвигающаяся угроза индивиду или обществу, и только представителям соответствующих профессий или общественным лидерам. Информация, полученная в обстановке клиники или консультации, а также оценки, даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам, обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается. Письменные или устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконного посягательства на тайну личности. Клинические и другие материалы используются в школьном обучении и в публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована. Обеспечивается Конфедициальность профессиональных сообщений об индивидах. Только в том случае, когда автор и другие участники дают свое специальное разрешение, показывают конфиденциальные профессиональные сведения соответствующим лицам. Психолог отвечает за информированность своего клиента о границах конфиденциальности. Только после явного разрешения допускается рас­крывать в публикациях идентичность испытуемых. Когда данные опубликованы без разрешения идентификации, психолог берет на себя ответственность за соответствующую маскировку источников своих результатов. Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и окончательном располо­жении конфиденциальных результатов. Психолог этический кодекс практического психолога неприкосновенность и защищает благополучие челове­ка или группы, с которыми он работает. Психолог в промышленности, учебных заведениях и других местах, где могут возникнуть конфликты интересов разных групп, как, например, между предпринимателями и трудящимися или между клиентом и нанимателем, использующим психолога, обязан установить для себя ха­рактер и направленность своих отношений и ответствен­ности, а также информировать все заинтересованные группы об этих обязательствах. Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится прежде всего о благоден­ствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей собственной профессиональной груп­пы. Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не изв­лекает из этого пользу. Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему информацию о своей личности в ходе интервьюирования, тестирования или оценивания, или который допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установлено, что отвечающее лицо полностью осознает цели интервьюирования, тестирования или оценивания, а также способы, которыми может быть использована информация. В случае, когда требуется отзыв, ответственность психолога за благополучие клиента продолжается до тех пор, пока эту ответственность не принимает на себя то профессиональное лицо, для которого требуется отзыв» или пока отношения с психологом, дающим отзыв, не ограничиваются обоюдным соглашением. В ситуациях, когда отзыв, консультация и тому подобное указаны в условиях обращения и клиент этический кодекс практического психолога от отзыва, психолог осторожно обращает его внимание на возмож­ный вред ему клиенту этический кодекс практического психолога, психологу и его профессии, кото­рый может вытекать из продолжения их отношений. Психолог, которому требуется использовать психологические тесты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что этический кодекс практического психолога их результаты используются профессиональным путем. Когда студенту предъявляется эмоционально небез­различное ему содержание, это объективно обсуждается и прилагаются усилия, чтобы конструктивно управлять любыми возникающими трудностями. Нужно заботиться о том, чтобы обеспечить подхо­дящую окружающую обстановку для клинической рабо­ты в Целях предохранения как клиента, так и психолога от реального и приписываемого вреда, а профессию от осуждения. При использовании общепринятых медикаментов для терапевтических целей психологу необходимо особо позаботиться о том, чтобы сотрудничающий с ним врач дал соответствующие гарантии клиенту. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сто­ронах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения. К сторонам взаимоотношений, влияющим, по-видимому, на решение клиента, относятся регистрация ин­тервью, использование материала интервью в учебных целях и наблюдение за интервьюированием посторонних лиц. Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации как ребенок, напримерлицо, ответственное за клиента, информируется об обстоятельствах, которые могут повлиять на взаимоотношения. Психолог обычно не вступает в профессиональные взаимоотношения с членами своей семьи, близкими друзьями, товарищами и другими лицами, чье благополучие может быть нарушено такими двойственными взаимоот­ошениями. Психоло­гическое обслуживание в диагностических целях, для лече­ния или личной консультации проводится только в контек­сте профессиональных взаимоотношений и не предостав­ляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или теле­видения, почты и другими подобными способами. Подготовка сообщений о человеке и рекомендаций ему, основанная на тестовых данных, доставляемых толь­ко по почте, неэтична, если такая оценка не является со­ставной частью длительных взаимоотношений клиента с компанией, результатом чего является получение психо­логом-консультантом личного знания о клиенте, и тем са­мым обеспечивается адекватность письменной оценки ее целям, а также правильная интерпретация ее клиентом. Эти сообщения не должны содержать такого детального анализа личностных качеств человека, который возможен только после тщательного интервьюирования этого испы­туемого. Эти сообщения не должны давать таких специ­фических рекомендаций относительно использования че­ловека на службе или его служебного положения, которые выходят за пределы знаний психологом этический кодекс практического психолога, предъявляемых компанией к работе. Сообщения не дол­жны означать ограничения потребности компании в про­ведении этический кодекс практического психолога видов ее деятельности, как оценки истории работы, изучение справок, прошлой службы в компании. Психо­лог придерживается скорее профессиональных, чем ком­мерческих стандартов в оповещении своей пригодности к профессиональному обслуживанию. Психолог не впрямую просит клиентов о возможности поставить им индивидуальный диагноз или провести лечение. Индивидуальные сведения в телефонных книгах ограничиваются именем, достигнутым профессиональ­ным уровнем, статусом диплома, адресом и номером теле­фона. Они могут также содержать определение в нескольких словах области, в которой практикует данный психолог, например, лечение детей, личностный отбор, промышленная психология. Сообщения о его конкретных функциях являются весьма скромными. Объявления об индивидуальной частной практике ограничиваются простым сообщением имени, достигну­того профессионального уровня, статуса диплома или удостоверения, адреса, номера телефона, часов этический кодекс практического психолога и кратким пояснением видов оказываемых услуг. Объявле­ния агентства могут включать имена служебного персона­ла с их квалификацией. В остальных чертах они соответст­вуют тем же стандартам, что индивидуальные объявления, удостоверяющие, что налицо правильный характер организации. Психолог или агентство, объявляющее о неклинических профессиональных услугах, могут использовать бро­шюры, в которых описываются услуги, но их оценка не дается. Они могут быть посланы профессионалам, школам, торговым фирмам, государственным учреждениям и дру­гим подобным организациям. Использование в брошюре «рекомендаций от удов­летворённых лиц» не принято. Не принято предлагать независимый опыт обслуживания, если неправильно представлены характер или действенность оказываемых пси­хологом услуг. Заявления, что психолог имеет уникальные приборы или обладает уникальными навыками, которых нет у других, делаются только тогда, когда продемонстри­рована научно доказанная действенность этих уникаль­ных методов или приборов. Психолог не должен поддерживать даже по мере сил запрещать у клиента преувеличенных представлений об эффективности оказываемых услуг. Заявления клиенту об эффективности услуг не должны выходить за рамки тех, которые психолог хотел бы внушить клиенту с помощью профессионально корректной публикации его результа­тов их интерпретации в профессиональном журнале. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других профессиях. Каждый член Ассоциации взаимодействует с соответствующим образом созданным Комитетом по Научной и профессиональной этика и поведению в выполнении его долга, отвечая на вопросы с разумной быстротой и полнотой. Член, затрачивающий более 30 дней на ответы по вопросам, будет обременен тем, чтобы показать, что он дей­ствовал с «разумной быстротой». Психолог обычно не предлагает профессиональных услуг лицу, получающему психологическую помощь от других профессионалов, за исключением тех случаев, ког­да имеются соглашения с последними или когда связи клиента с другими профессионалами окончены. Для благополучия клиентов и коллег этический кодекс практического психолога, чтобы психологи в общей практике или совместной деятельно­сти организованно и ясно договорились относительно условий своих связей их возможных ограничений. Пси­хологи, которые выступают в качестве нанимателей дру­гих психологов, обязаны уравнять соответствующие усло­вия. Финансовые вопросы в про­фессиональной практике находятся в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента и профессии. В установлении расценок для профессиональных услуг психолог тщательно рассматривает как платежную способность клиента, так и цены, установленные другими психологами, занимающимися подобной деятельностью. Он готов внести свой вклад в работу, за которую он полу­чит мало или не получит ничего. Не предоставляется никакого вознаграждения или скидок в оплате, а также никаких иных форм платы за просьбу клиента о профессиональных услугах. Психолог в клинике или консультации не использу­ет свои взаимоотношения с клиентом для оказания содей­ствия коммерческим предприятиям любого рода в целях получения личной выгоды или выгоды агентства. Психолог не получает частным путем плату или вознаграждение за профессиональную работу с человеком, получившим право на его услуги через институт или агент­ство. Особенности деятельности какого-либо агентства могут в определенной мере способствовать частной работе его сотрудников с клиентами, и в этих условиях клиент должен быть полностью оповещен о всяких мерах воздействия на него. Психологиче­ские тесты и другие методы исследования, ценность кото­рых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся и не описываются в популярных изда­ниях таким способом, который может сделать невалидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтере­сован в них и гарантирует их использование. Примеры задач, похожих на тестовые, могут при об­суждении воспроизводиться в популярных статьях иных местах, но сами тесты и реально используемые в них зада­чи не публикуются нигде, за исключением профессиона­льных изданий. Психолог отвечает за контроль над психологически­ми тестами и другими методами исследования, а также способами инструктажа, если их ценность может быть ди­скредитирована путем разглашения широким слоям об­щества их специфического содержания или лежащих в основе принципов. Тестовые оцен­ки, как и материалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать использовать надлежащим образом. Материалы, предназначенные для сообщения роди­телям или дли оценивания индивидов в школах, общественных учреждениях и в промышленности, тщательно рассматриваются квалифицированными психологами или консультантами для того, чтобы в случае необходимости этический кодекс практического психолога их отзывом или проконсультировать индивида. Результаты тестов и другие данные, используемые для оценки или квалификации, сообщают нанимателям на ра­боту, родственникам и другим заинтересованным людям таким способом, который предохраняет от ложной интерп­ретации или неверного использования. Обычно сообщает­ся интерпретация тестовых результатов, а не оценка. Если родителям или учащимся сообщаются сами те­стовые результаты, их сопровождают соответствующими средствами и указаниями для интерпретации. Психологические тесты предоставляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессио­нально и распределяют только среди тех, кто квалифи­цированно использует их. Обеспечивается издание руководства по тестам, ме­тодических справочников и других необходимых книг о тестах, в которых описываются методы создания и стандартизации тестов, а также суммируются исследования по их валидности. В руководствах указываются группы, для которых создан данный тест, и цели, с которыми рекомендуют его использовать. Указываются также ограничения его надежности и те стороны валидности, исследования по которым отсутствуют или являются недостаточными. В частности, руководство содержит предупреждение относительно ин­терпретаций, которые могут быть сделаны, но не являются еще достаточно обоснованными. Меры предосторожности в исследова­ниях. Психолог принимает на себя обязанности, касающие­ся благополучия своих испытуемых — как животных, так и людей. Решение провести исследование должно опираться на продуманные представления конкретного психолога от­носительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Ответственный психолог взвешивает этический кодекс практического психолога способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. Принимая решение провести исследование, психологи должны выполнить эти исследования с уваже­нием к тем людям, которые принимают в них участие, и за­ботясь об их достоинстве и благополучии. Принципы, ко­торыми следует руководствоваться, точно определяют этическую ответственность исследователя по отношению к участникам на протяжении всего хода исследования, от первоначального решения провести его до тех шагов, ко­торые необходимы для обеспечения этический кодекс практического психолога полученных результатов. Эти принципы следует интерпретировать в контексте законченного документа «Этические принципы проведения исследований на людях», выдаваемого по запросу Американской психологической ассоциации. В той мере, в которой эта оценка, рас­смотренная с точки зрения научной и человеческой значимости, предлагает отклониться от принципов, исследова­тель берет на себя серьезную обязанность получить консультацию по этическим вопросам и соблюдать более строго меры предосторожности, обеспечивающие права участву­ющих в исследовании людей. Исследователь отве­чает за этическое этический кодекс практического психолога с участниками исследования всех сотрудников, ассистентов, студентов и технического этический кодекс практического психолога, всех, кто, впрочем, также имеет соответствую­щие обязанности. Отказ дать полное объяснение испытуе­мому налагает еще большую ответственность на исследо­вателя за обеспечение благополучия и достоинства участ­ника исследования. Если методические требования исследования делают необходимыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние взаимоотношения между ними. Обязанность обеспечить осуществление этого права требует особой бдительности, если этический кодекс практического психолога исследователя выше, чем положение участника. Решение ограничить это налагает еще бо­льшую ответственность на исследователя за обеспечение достоинства этический кодекс практического психолога благополучия участников исследований. Введение в профессию «психолог»: этический кодекс практического психолога пособие Этический кодекс практического психолога. Введение в общую психологию: курс лекций. Психология: введение в профессию.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Вера Першина

    11.11.2015

    Нормативная и Каково назначение этического кодекса педагога-психолога? Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Когда дают информацию о психологических процессах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.